Концепция воспитания

Концепция воспитания

Воспитательная  среда – это такая организация социальной среды, когда всё многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитательные функции.   

        Концепция непрерывного воспитания учащихся определяет подходы к процессу воспитания, основные направления, составляющие систему воспитания и базирующиеся на принципах непрерывности учебно-воспитательной деятельности.

       Приоритет воспитания: целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.

Цель воспитания

формирование разносторонне развитой,   нравственно  зрелой, творческой личности обучающегося

Задачи воспитания:

  • формировать  гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе государственной идеологии;
  • формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру;
  • способствовать дальнейшему овладению ценностями и навыками здорового образа жизни, ответственного безопасного поведения;
  • формировать культуру семейных отношений;
  • создавать условия для социализации, самообразования и саморазвития личности обучающегося;
  • расширять взаимодействие семьи и учреждения через активизацию воспитательной деятельности семьи с целью пропаганды здорового образа жизни, формирования стрессоустойчивости учащихся и укрепления их психического и физического здоровья;
  • продолжить работу по профилактике правонарушений и преступлений на основе тесного сотрудничества с органами правопорядка, ранней диагностики и предупреждения асоциального поведения подростков.

       Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Основные требования  к воспитанию:

  • соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
  • системность и единство педагогических требований;
  • преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

 Основные  составляющие воспитания:

  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
  • идеологическое воспитание, направленное на формирование у  обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само­развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершен­ствование;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у  обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

       Организация воспитания должна обеспечить: качество воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализацию личностно-

ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактику противоправного поведения, поддержку детских и молодёжных общественных объединений, развитие их инициатив.

   Основные принципы воспитания:

 — принцип научности   –  как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодёжи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

—  принцип природоссобразности   –  определяется не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными социальными явлениями;

 — принцип ненасилия и толерантности   –  предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальность, отказ от любых форм психического и физического насилия;

  —  принцип связи воспитания с жизнью    –  проявляется в учёте воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

 — принцип открытости воспитательной системы   –  предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, её реальной жизнедеятельностью.