Как научить школьника эффективно использовать свое время

Как научить школьника эффективно использовать свое время

В современном мире, насыщенном информацией, все чаще говорят о невероятных перегрузках школьных программ и, как следствие, школьников. Где же найти резервы времени учащегося?

В сутках 24 часа. Это, конечно, немного. Только одним ученикам этих суток не хватает, а другие не знают, что с ними делать.

Проблема времени не столько в его дефиците, сколько в том, как организованы различные виды деятельности учащихся.

Время нельзя ни растянуть, ни сжать, ни сберечь. Его можно лишь различным образом использовать. Ускоряется не время, ускоряются дела человеческие. Где же искать резервы времени учащихся? Ответ не может быть одинаковым для всех.

В одном случае, нужно лучше учить школьника на уроке. В другом – вооружить его умениями самостоятельно учиться. В третьем – научить преодолевать апатию, лень, воспитать трудолюбие. В четвертом – заняться оздоровлением семейных отношений. В пятом – наладить межличностные отношения в ученическом коллективе. В шестом – побеспокоиться о лечении ребенка, определении его в больницу или спецшколу и т. д. и т. п. Чаще перечисленные обстоятельства переплетаются. Во всех этих случаях преобладающим должен быть организационно-деятельный подход, воспитание высокой организованности учащихся, с тем чтобы они поверили в свои силы, возможность изменить обстановку и себя.

Чтобы более конкретно изучить резервы времени учащегося, нужно прежде всего путем хронометража установить, куда и сколько времени расходует школьник, а затем определить целесообразность такого расхода. Сначала выявляют часы пустого времяпрепровождения. Этому подвержены чуть ли не все школьники. Но одни теряют немного времени и даже не подозревают, что тратят его впустую, а у других расходуется напрасно значительная часть дня. Однако кроме борьбы с ничегонеделаньем, пустым времяпрепровождением надо искать возможности экономии времени при организации тех видов деятельности, которыми учащийся занимается.

Где же искать резервы времени?

1) Главный резерв времени школьника заключен в умении организовать учебную самостоятельную деятельность на уроке и особенно дома, в наличии научно обоснованного режима дня. Эффективность использования учебного времени школьника в большой мере зависит от его инициативы, активности. Пассивность – его враг.

2) Второй по значению резерв времени скрыт в общественно-полезной деятельности, в различных мероприятиях.

3) Большой резерв времени может быть заключен в организации свободного времяпрепровождения. Но говорить об этом имеет смысл лишь в том случае, если у школьника вообще есть какое-либо свободное время. Стоит отметить лишь, что у большой части детей крайне низкая культура использования свободного времени. Очень уместными кажутся слова Б. Рассела: «Способность умно наполнять свободное время есть высшая ступень личной культуры».

Домашняя работа учащихся отличается от классной содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников, при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу (время выполнения задания; темп и ритм работы, так как им приходится ежедневно готовиться к 3–5 учебным предметам).

Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания (ДЗ) обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством дома и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению ДЗ, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования.

Школьная практика показывает, что в домашней работе учащихся имеются существенные недостатки:

1. Многие школьники не умеют расчленять изучаемый материал на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроля за усвоением знаний.

2. Многие учащиеся не могут организовывать свое рабочее время, не имеют твердо установленного режима, связанного с выполнением ДЗ.

3. Выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала.

4. Перегрузка учащихся ДЗ.

Следовательно, необходимо более пристальное внимание учителей и родителей к обучению школьников технике домашнего учения – научной организации труда (НОТ).

Специалисты установили оптимальные сроки выполнения домашней работы в 5 классе. Это время – до 2,5 часов.

Проблема эффективного использования времени школьником должна быть решена при помощи родителей. Первый шаг – изучить расходование времени в течение семи дней: куда, на какие цели и сколько его уходит, насколько экономно используется время учебы и отдыха, нет ли потерь. Наблюдение за распределением времени ведется в течение недели, так как именно за этот период у школьника совершается определенный цикл деятельности. Изучив реальное положение дел, необходимо внести коррективы в режим дня школьника.

О том, что одно и то же время воспринимается людьми различно, знают, пожалуй, все. Другое дело, почему так происходит. Прежде всего, это зависит от возраста. Чем меньше ребенок, тем длиннее ему кажется час, день. Для самого маленького ребенка утро – целый день, а день – вечность. По мере взросления человек начинает ощущать время более адекватно.

Различное восприятие времени зависит от содержания труда и его организации, отношения к нему, от степени удовлетворенности трудом.

Различно воспринимается время оптимистами и пессимистами, сангвиниками и меланхоликами, здоровыми и больными. Все эти факты давно отмечены, но главной задачей взрослого остается необходимость формирования у ребенка чувства времени.

Как это сделать?

1) Необходимо давать не только количественную, но и качественную оценку времени, т. е. определять, сколько времени необходимо затратить на ту или иную деятельность, чтобы выполнить ее наилучшим образом.

2) Ребенку нужно научиться сравнительно точно определять начало и конец работы.

3) Школьник должен уметь придерживаться намеченных сроков; уметь спланировать свой труд во времени в течение дня, недели, на более длительный срок.

4) Необходимо сформировать умение осуществлять учет и контроль затрат времени.

5) Школьнику нужно уметь находить в своем распорядке свободное время и превращать его в простор для всестороннего своего развития. Школьник может успешно учиться лишь при условии, если у него есть свободное время.

Педагог-психолог